История АОР
Русское антропософическое общество (1913 – 1923)
В 1902 году Рудольф Штайнер берет на себя руководство немецкой секцией Теософского общества. В рамках работы немецкой секции он посещает с лекционными турне многие города Германии и страны Европы. Среди его слушателей есть русские: А.Р.Минцлова, М.В.Сабашникова, А.В.Сабашников, Е.Ф.Писарева. Предполагаемый в 1905 году летний курс лекций для русских по приглашению Е.Ф.Писаревой под Калугой не смог осуществиться, но в Париже в мае – июне 1906 года состоялся т.н. «русский цикл» из 18 лекций, изданный позже под заголовком «Космогония» (GA 94), на котором помимо иностранных слушателей присутствовали А.Р.Минцлова, К.Д.Бальмонт, З.Н.Гиппиус, Д.С.Мережковский, Е.Ф.Писарева, А.А.Каменская, М.В.Сабашникова, М.А.Волошин, Д.В.Философов. Число слушателей лекций Штайнера растет. Встает вопрос об основании Антропософского общества. Русские слушатели тоже планируют создать такое общество в России. В 1912 году в Гельсингфорсе во время цикла лекций «Духовные существа в небесных телах и царствах природы» (GA136) Рудольф Штайнер делает первое Обращение к русским слушателям (11.04.1912).
В мае 1913 года в Москве был зарегистрирован устав Русского антропософического общества (РАО).
В 1913 году во время цикла лекций «Оккультные основы Бхагавадгиты» (GA 146) в Гельсингфорсе Рудольф Штайнер сделал второе Обращение к русским слушателям цикла (05.06.1913).
Праздник торжественного открытия РАО им. Вл. Соловьева состоялся в Москве вечером 20 сентября 1913 года в подвале дома, где этажами выше одно время располагалось издательство «Духовное знание», (Б.Могильцевский, д.7). Дата и время для праздника открытия РАО были выбраны Штайнером в соответствии с духовно-космическими констелляциями. В тот же самый час на Дорнахском холме по указанию Рудольфа Штайнера и с его участием был заложен Камень Основы здания Первого Гётеанума.
В России работали ветви РАО в Москве – им. Вл. Соловьева (1913), им. М.В.Ломоносова (1921), в СПб – «Benedictus» и «Ильи Пророка». Были группы и кружки в Киеве, Калуге, Вологде, Пензе, Карачарове, Рязани, Ташкенте, Екатеринодаре, Тифлисе.
Многие русские антропософы принимали участие в работах по строительству здания Первого Гётеанума в Дорнахе: А.Белый, А.Тургенева, М.В.Сабашникова, М.А.Волошин, Н.А.Поццо, А.М.Поццо, М.И.Сизов, Т.Киселева,Т.Г.Трапезников, М.С.Савич.
В августе 1922 года вышло постановление о перерегистрации всех общественных организаций в России. РАО в перерегистрации органами власти было отказано, тем самым Общество считалось официально закрытым. Антропософские группы продолжили свою работу на нелегальном положении.
После убийства В.Воровского в Лозанне в мае 1923 года дипломатические отношения между СССР и Швейцарией были разорваны до 1946 года. Общение с Гётеанумом после 1923 года происходит через Штутгарт. После репрессий 30-х годов против антропософов это становится невозможным.
От Русского антропософического общества
к «Антропософскому обществу в России» (1923 – 1990)
С 1923 года антропософы продолжали встречаться, заниматься эвритмией и работать над трудами Рудольфа Штайнера в небольших группах. Некоторые из них после закрытия Общества покинули родину: Маргарита Сабашникова в 1922 году переехала в Германию, Трифон Трапезников в 1924 году выехал на лечение и жил в доме М.Моргенштерн, египтолог Владимир Викентьев перебрался в Египет. Андрей Белый, с 1921 по 1923 гг. проживавший в Берлине, наоборот вернулся в Россию, где ему еще удается до 1925 года читать антропософские лекции в среде творческой интеллигенции.
В конце 20-х годов начинаются репрессии. Е.И.Васильева (Дмитриева), легендарная героиня мистификации М.Волошина Черубина де Габриак, гарант Русского антропософического общества, назначенная к этому самим Рудольфом Штайнером, была сослана из Ленинграда в Ташкент, где умерла в 1928 году. Сгущаются тучи над Михаилом Чеховым. Не имея возможности плодотворно руководить основанной им студией МХТ-2 и находясь под угрозой ареста, в 1928 году он уезжает из России.
В 1931 года начинается процесс по так называемому «делу антропософов» в Москве. По делу проходило 27 человек. Этот судебный процесс предполагал сделать главой, идеологом и руководителем контрреволюционного заговора в Москве поэта Андрея Белого (Б.Н.Бугаева), которому в итоге удалось ареста избежать, хотя у него были конфискованы все рукописи. Примером абсурдности было обвинение, предъявленое К.Н.Бугаевой за занятия эвритмией с детьми от 3-х лет: ей вменяли в вину подготовку контрреволюционной детской группы.
Сроки были назначены небольшие: по 3–4 года ссылок. После заключения в Бутырской тюрьме «заговорщиков» сослали в основном в Казахстан и Сибирь. М.А.Скрябину и Е.Н.Кезельман (сестру К.Н.Бугаевой) сослали в Лебедянь. Как дочь композитора А.Н.Скрябина, признанного советской властью, М.А.Скрябину через год из ссылки освободили. За нее в течение этого года хлопотали ее друзья из музыкального и театрального миров. Вернулся из ссылки в Иркутск ее муж, режиссер и актер МХТ-2, В.Н.Татаринов. Другие ссыльные отбывали срок полностью.
Вторая волна репрессий и повторных арестов по всей стране пришлась на 1933 – 1937 гг. В Ленинграде был арестован и расстрелян востоковед, переводчик китайской «Книги перемен» Ю.К.Щуцкий, в Кутаиси был арестован и сослан в уральские лагеря врач И.А.Малофеев, трижды арестовывалась и была сослана на Север в лагерь М.Н.Жемчужникова. В Ленинграде был арестован и сослан в Нарым талантливый инженер-химик, лично встречавшийся с Рудольфом Штайнером во время учебы в Германии, А.Д.Лебедев. От него требовали подписать, что антропософия – это вывеска, за которой скрывается международная шпионская организация. В дальнейшем он и его жена были реабилитированы.
Некоторые антропософы, такие как создатель Дарвиновского музея в Москве А.Ф.Котс и его жена Н.Н.Ладыгина-Котс, вынуждены были скрывать свою приверженность антропософскому учению, чтобы не пострадало дело, которому они служили как ученые. Первоначально А.Ф.Котс, лично встречавшийся с Рудольфом Штайнером в Германии и слушавший его лекции, предполагал показать эволюцию развития мира согласно антропософским воззрениям, а сам музей назвать Гёте-Штайнеровским. Поэтому он заказывает скульптору В.А.Ватагину бюсты Гёте и Штайнера, которые тот создает в 20-е годы. Попытка сделать музей Гёте-Дарвиновским тоже не удалась. Сейчас посетителей Дарвиновского музея встречает бюст Чарльза Дарвина работы Ватагина. В запасниках музея хранятся картины В.А.Ватагина, созданные под руководством А.Ф.Котса, показывающие эволюцию мира по Штайнеру, «ключом» к пониманию которых служит Антропософия.
Многие вернувшие из ссылок антропософы в дальнейшем чаще всего держались особняком. Особенно в 40 – 50-е годы. Исключением можно назвать М.А.Скрябину. С 1941 года она работала научным сотрудником в музее отца в Москве. Ей удалось собрать вокруг себя студенческую молодежь, она вела занятия по эвритмии и Драматическому курсу Рудольфа Штайнера, чтобы поставить «Предварительное действо» А.Н.Скрябина.
С конца 60-х годов в ее доме в Москве собирались многие антропософские группы, и зародилась идея создания антропософского общества. Стали возможны приезды в Россию иностранных друзей-антропософов. М.А.Скрябина привозила из Дорнаха книги Рудольфа Штайнера и других антропософских авторов. Переводы печатались на машинке и распространялись среди антропософов. Кое-что из книг антропософам удалось сохранить и сберечь от изъятия при арестах. Была практика переписывания переводов от руки. Такие тетради тоже нужно было бережно хранить, оберегая от посторонних глаз, доверяя только проверенным людям. Началась регулярная антропософская работа в группах более 15 человек. Группы собирались все еще на частных квартирах.
Стали возникать контакты с антропософами Грузии, Армении, Прибалтики, которые имели возможность получать антропософскую литературу из-за рубежа. Летом 1969 года в Пицунде впервые произошла встреча российских и грузинских антропософов с друзьями-антропософами Средней Европы. В декабре 1969 года на квартире М.А.Скрябиной, которая была в это время в Дорнахе и отдала ключи от своей московской квартиры Анни Ян и Карле Кинигер, улетевшим в Москву, произошли встречи 12 Священных ночей московскими, грузинскими антропософами и их друзьями с Запада. С собой гости из Дорнаха привезли в дар 52 книги Рудольфа Штайнера. С тех пор возникла традиция празднования 12 Священных ночей с 24 декабря по 5 января.
Важным событием этого этапа развития антропософской работы в России стала постановка в Москве в середине 70-х годов двух мистерий-драм Рудольфа Штайнера «Врата посвящения» и «Испытание души». Репетиции и постановка с декорациями, костюмами, светом по-прежнему проходили на частных квартирах. В 1979 году в Москве в течение девяти дней антропософы старшего и нового поколений отмечали столетие с начала современной Михаилической эпохи. В начале 80-х годов в Москве, Ленинграде, других городах начинают возникать новые антропософские группы, прежние группы проходят процесс преобразования. В Москве в это время, все еще по частным квартирам и не всегда регулярно, могло собираться до десяти антропософских групп. Все более насущным становится вопрос создания Антропософского общества.
«Антропософское общество в России» (с 1990 года)
Антропософы, работавшие в России, смогли создать Устав будущего Антропософского общества, который позволил на Рождество 1990 года провести в Москве учредительное собрание «Антропософского общества в России» (АОР) как ветви Всеобщего Антропософского общества с центром в Гётеануме (Дорнах, Швейцария).
По Уставу АОР считает себя духовным преемником основанного в России в 1913 году «Русского антропософического общества».
Ольга Пронина
Март 2025 года, Москва
Модель здания Первого Гётеанума
К празднику открытия АОР в Москве была подарена модель здания Первого Гётеанума (1:100 мастерская Альберта фон Бараваля, Дорнах). Судьба Русского антропософического общества оказалась связанной со зданием Первого Гётеанума: Праздник основания РАО происходил одновременно с закладкой Камня Основы здания на Дорнахском холме, почти одновременно с пожаром деревянного здания перестало существовать РАО в России.