Антропософия или Духовная наука основана Рудольфом Штайнером
«Антропософия есть путь познания, желающий привести духовное в человеке к духовному во Вселенной. Она возникает в человеке как потребность сердца и чувства. Свое оправдание она должна находить в том, что она способна утолить эту потребность. Антропософию может признать лишь тот, кто находит в ней искомое из своей души. Поэтому антропософами могут стать лишь те люди, которые подобно голоду и жажде ощущают жизненную потребность в решении известных вопросов о существе человека и Вселенной»
(Р. Штайнер, GA 26)
КРЕДО
«Мир идей есть первоисточник и начало всякого бытия. В нем бесконечная гармония и блаженный покой. Бытие, не осиянное светом идей, было бы мертвым, бессущностным, не участвующим в жизни мирового целого.
Лишь то, что в своем существовании проистекает из идеи, означает нечто на древе творения Вселенной. Идея есть ясный в себе, в себе самом и собою самим удовлетворенный Дух. Все единичное должно иметь в себе Дух, иначе оно отпадает, как засохший лист с дерева, и существование его было бы тщетно.
Но человек тогда почувствует и познает себя как индивидуальность, когда он пробудит в себе всю полноту сознания; при этом у него прорастает стремление к идее. Это стремление побуждает его преодолеть в себе личное и оживить в себе Дух, стать причастным Духу. Все самостное, делающее человека обособленным, должен человек в себе видоизменить, поднять это до индивидуально духовного, ибо это и есть то, что затемняет свет Духа.
То, что проистекает из чувственности, влечения, вожделения, страсти, – коренится в нашем личном, эгоистическом индивидууме. Поэтому человек должен видоизменить в себе эту самостную волю и направить ее по другому руслу так, чтобы Божественная Воля стала его личной волей. Оставь личное и следуй голосу идеи в себе, ибо лишь она несет в себе Божественное.
То, что видят как обособленное, единичное существо, для мирового целого есть не имеющая ценности крупинка, исчезающая в потоке времени; то, что волят в Духе, находится в центре, ибо оно возжигает в нас центральный свет Вселенной, и такое деяние не подлежит времени.
Действуя как единичный человек, вырывают себя из замкнутой цепи мирового деяния, отделяют себя от него.
Действуя в Духе, вживаются во всеобщее мировое деяние. Преодоление всякой самостности есть основа для высшей жизни; ибо тот, кто преодолевает самостность, живет в вечном бытии.
Мы бессмертны в той мере, в какой мы преодолеем в себе свою самостность, ибо смертным в нас является самостность.
Таков истинный смысл изречения: «Кто не умрет прежде, чем умрет, тот погибнет, когда умрет».
Это значит, что тот, кто не преодолеет в себе свою самостность в течение своей земной жизни, тот не имеет части во всеобщей жизни, которая бессмертна, тот никогда не существовал, у того никогда не было истинного бытия.
Есть четыре сферы человеческой деятельности, в которых человек полностью отдает себя Духу в полном забвении всего личного в себе, – это познание, искусство, религия и полная любви отдача себя другому в Духе. Кто не живет, по меньшей мере, в одной из этих четырех сфер, не живет вовсе. Познание есть отдача Вселенной в мысли, искусство – в созерцании, религия – в чувстве, любовь – в сочетании всех духовных сил, отдача тому, кто является для нас самым дорогим существом во всем мире. Познание – наиболее духовная, любовь – наиболее прекрасная форма бессамостной отдачи. Ибо любовь есть истинный небесный свет в жизни повседневности. Кроткая, истинно духовная любовь облагораживает наше бытие вплоть до внутреннейших нитей в нас, она возвышает все, что живет в нас.
Эта чистая святая любовь преобразует всю душевную жизнь так, что она становится родственной Мировому Духу. Любить в этом высшем смысле означает вносить дыхание Божественной жизни туда, где большей частью имеет место отвратительный эгоизм и безудержная страсть.
Только тогда можно говорить о благочестивой жизни, когда знают нечто о святости любви.
Если человек из своей обособленности вжился в Божественную жизнь идеи через одну из этих четырех сфер, то он достиг того, к чему его влекло зерно стремления в его груди, – соединения с Духом, и это есть его истинное назначение.
Тот, кто живет в Духе, живет свободно; он избавился от всего подчиняющего. Он не знает никакого принуждения, кроме того побуждения, которое он принимает на себя добровольно, ибо признал это за Высшее.
Дай истине стать жизнью, потеряй самого себя, чтобы снова обрести себя в Мировом Духе!»
Написано Рудольфом Штейнером до 1888 года
«Название Антропософия означает: мудрость, возникающая тогда, когда человек находит себя в своём высшем Я… Если хотят указать на то, что может знать высший человек, то следует говорить не о «познании человека», а о… науке высшего человека, об Антропософии. Антропософия, перенесённая в макрокосмическое, есть Христология!»
(Р. Штайнер, GA 198)
«По существу Антропософия есть не что иное, как мировоззрение, порождённое стремлением найти человека в целостности всего его существа, стремлением ответить на вопрос: Что же такое, собственно, человек? Какова его истинная установка в жизни?»
(Р. Штайнер, GA 211)
«По существу говоря, Антропософия ведь не должна быть ни чем иным как той Софией, – это значит тем содержанием сознания, тем внутренне переживаемым [Erlebtes] в человеческой душевной конституции, – которая делает человека полным [vollen] человеком. Не «мудрость о человеке» является правильной интерпретацией слова Антропософия, но «сознание своей человеческой сущности»
(Р. Штайнер, GA257)
«Древние люди опьянялись дыханием, современные же люди не должны опьяняться словами. Слова не должны опьянять людей. Они должны быть действительным выражением Софии, пронизывающей мудростью человека. Об этих вещах говорит и Антропософия, они в наше время приобретают и большое социальное значение. Антропософия – Антропос-София есть такая мудрость, которая хотела бы высказаться от своего имени. Во времена греков человек был существом само собой разумеющимся. София была в те дни мудростью человека, потому что человек был ещё проникнут светом мудрости. А нынче, когда говорят – София, то уже представляют себе только её призрак – науку. Поэтому приходится взывать к человеку, к Антропосу, отсюда – Антропос-София. Нужно обратить внимание людей на то, что существует нечто, светящееся из самого человека, что может расцвести на почве лучших человеческих сил. На это нужно указывать, и благодаря этому Антропософия станет силой, оживляющей человеческое земное бытие. Ибо она должна быть пережита человеком не только в конкретном, но и в более духовном смысле, как переживалась древняя София, и это одновременно должно пробудить пребывавшее ранее во всём человеке содержание веры – Пистис. Антропософия не есть содержание веры, она есть действительное содержание познания, но такого, которое может дать человеку ту силу, которую в древности ему давала лишь вера»
(Р. Штайнер, GA 211)
«Это движение (Антропософия) духовно не зависит ни от каких других движений, и его связи с ними могут быть только внешними. Это движение, которое знает приемы и средства современной науки, и действует в полном созвучии с научным сознанием современности»
(Р. Штайнер, GA 186)
Как знакомиться с Антропософией?
«Под Антропософией я понимаю научное исследование духовного мира, которое прозревает односторонность как просто природопознания, так и обыкновенной мистики, и которое, прежде чем пытаться проникнуть в сверхчувственный мир, сначала развивает в познающей душе бездеятельные в обычном сознании и обычной науке силы; они-то и делают возможным такое проникновение»
(Р. Штайнер, GA 35)
Антропософия содержит в себе результаты духовного исследования, дополняющие и расширяющие исследования обычной эмпирической науки, основанной на физически-чувственном опыте познания.
В антропософском учении данные духовного исследования излагаются в форме понятий и идей, доступной для понимания любого непредвзятого человека.
Рудольф Штайнер постоянно подчёркивал, что мы должны мыслить то, что открывает нам Духовная наука. Он призывал своих слушателей к бодрствованию мышления и внутренней активности души, благодаря которым только и возможно воспринимать идеи Антропософии. Антропософия «не говорит ничего такого, что по своей сути не было бы глубоко вписано в каждую человеческую душу. И чтобы это извлечь оттуда, нужна не учёность, но, прежде всего, добрая воля»
(Р. Штайнер, GA 34)
Антропософия – это путь к познанию мира и человека, а не готовая система мыслей.
Теория познания как необходимый путь развития душевно-духовной жизни
Отправным пунктом теории познания Р. Штайнера являлось преодоление догматического утверждения И. Канта о том, что первооснова вещей (у Канта – «вещь в себе») недоступна для познания. «Исследовать глубочайшую сущность вещей, их основные начала есть неотделимое от человеческой природы стремление. Оно лежит в основе всякой научной деятельности. Но нет ни малейшего повода искать эту первооснову вне данного нам чувственного и духовного мира… Для нашего мышления достижимо всё то, что нужно для объяснения и понимания мира»
(Р.Штайнер, GA 3, Предисловие)
Действительность не является для нас единым целым, но раскалывается на восприятие и понятие. «Акт познания есть синтез восприятия и понятия. И только вместе восприятие и понятие вещи составляют целую вещь» (Р. Штайнер, GA 4, гл. 5). Таким образом, «высшая деятельность человека, его духовное творчество органически включается в общий мировой процесс»
(Р. Штайнер)
В 1893 году вышла в свет первая и единственная в своём роде книга духовнонаучного миросозерцания «Философия свободы». В этой книге Р. Штайнер впервые осветил ясным светом познания проблему слияния человеческой воли с всемирным планом, делая доступным для всех людей наивысший духовный опыт. В основу «Философии свободы» легли два главных тезиса:
- человек способен познать законы, управляющие Вселенной
- только когда он познал эти законы, он внутренне свободен в своих действиях
Области Духовной науки
- Пневматософия, психософия и антропология. Дух, душа и тело человека.
- Реинкарнация и карма – Мистерии жизни и смерти.
- Космология – возникновение, становление и развитие Мира и человечества.
- Духовные иерархии и их деятельность в Космосе, на Земле и в человеке.
- Христос и Его миссия в духовной истории Космоса и человечества.
- Эзотерическое ученичество и наука инициации, Новые Мистерии.
- Антропософское основание различных практических областей: педагогика, лечебная педагогика, медицина, психология, социология, экономика, различные формы искусства, сельское хозяйство и пр.
Области Духовной науки находятся в многообразных взаимосвязях, что позволяет расширить сознание современного человека до восприятия сверхчувственной природы и соединить видимую и невидимую части мира в одно целое. Именно в познании и признании полной действительности бытия Рудольф Штайнер видел единственный выход из нарастающего кризиса современной культуры. Сознательное переживание сверхчувственных сфер бытия не требует обращения к столь привлекательным для многих путям прошлого. Развитие высших сил познания в новом ключе не только расширяет сферу сознания и самосознания, но также углубляет связи человека с окружающим миром, делая его творчески активным в социальной жизни.